ЭКОНОМИКА


Александр Кендюхов



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 2013:

признаки выздоровления или симптомы

прогрессирующей болезни?


Экономика – способ удовлетворения обществом своих материальных потребностей. В основе любой экономической модели лежит система ценностей и интеллектуальные способности общества, создавшего эту модель. Какие у общества ценности, такую экономику оно и строит. Украинское общество создало украинскую экономику, в которой истинной моральной установкой стало негласное правило: «Если не ешь ты, значит - едят тебя!». Модель неандертальского капитализма, где трудно найти рациональную экономическую логику современной цивилизованной страны. Общество бизнесканнибализма, которое уже 21 год не только пожирает само себя, но и свои будущие поколения. Торговое сальдо, валютные курсы, налоги – лишь пена на поверхности реки, текущей из глубин человеческого сознания. Но это тема отдельной философской экономической статьи.
Сегодняшняя задача намного проще – показать зрячим очевидное.

Мировой кризис продолжается и несет прямую угрозу Украине

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, продолжает держать в напряжении все континенты. Обнадеживающие прогнозы на 2013 год, звучавшие в начале 2012 года со стороны МВФ о росте мировой экономики на 4,1%, к концу прошлого года потускнели до 3,6%. Кризис с яркой вспышки 2008 года перерос в ползучую вялотекущую болезнь, охватившую практически всю мировую экономику.
Если в 2008 году взоры всего мира были прикованы к США, то в 2013 году экономический кризис ведет свое наступление на благосостояние народов мира с трех плацдармов: США, Европейский Союз и Китай.
Неизбежность долгового кризиса США рядом авторитетных экспертов, в том числе нобелевскими лауреатами Нуриэлем Рубини и Полом Кругманом, прогнозировалась еще до 2008 года, но большинство экономистов свято верило в успокоительные оптимистические прогнозы главы ФРС Бена Бернанке, что все будет хорошо и причин для волнения нет. Теперь всем стало ясно, что «хорошо» уже было и в перспективе настанет не скоро.
Не смотря на «затягивание потуже поясов», суммарный долг США продолжает расти колоссальными темпами. На рубеже 2012-2013 годов он достиг критического значения в 16,4 трлн. долл. Ранее правительством США был установлен долговой потолок, чуть более 16,4 трлн. долл., как граница, за которую отступать нельзя, иначе можно скатиться в финансовую пропасть. Судя по всему, США уже к середине февраля, в крайнем случае, к его концу, этот рубеж достигнут. Ведь до предельной черты осталось чуть более 20 млрд. долл. Такая ситуация грозит автоматическим секвестром бюджета и отменой налоговых льгот на сумму более чем 600 млрд. долл., то есть почти 4% ВВП США. А это риск закручивания нового витка экономической рецессии США. Суммарное же сокращение расходов американской казны в случае введения процедуры автоматического секвестра должно привести к сокращению расходов в 2013-2021 годах на 1,2 трлн. долл.
На Новый год Конгрессу и Белому дому было явно не до празднований. В итоге жарких дискуссий во властных структурах США был достигнут компромисс, который на время отложил повышение налогов на 536 млрд. долл., а также снижение федеральных расходов на 109 млрд. долл.
Уже 2 января 2013 года Конгресс США в спешном порядке был вынужден принять, а президент Барак Обама подписать новый закон, предотвращающий "фискальный обрыв". Мировые рынки отреагировали положительно: индекс Dow Jones поднялся на 1,8% при открытии торгов 2 января, а индексы европейских рынков выросли в среднем на 2%.
США, хотя и в щадящем по сравнению с автоматическим секвестром, режиме, еще туже затянули пояса: американцы с индивидуальным доходом более 400 тысяч или с семейным доходом свыше 450 тысяч долларов в год будут теперь платить больше налогов, кроме того повышены налоги на недвижимость стоимостью от 10 миллионов долларов. Предполагается, что эти меры в течение 10 лет принесут в казну дополнительно около 600 млрд. долл. США.
Но все это временные, оперативные, компромиссные меры, которые способны сгладить болезненные симптомы, но не искоренить причину самой болезни. И, судя по всему, администрация США вряд ли имеет четкое представление о том, что нужно делать. По-прежнему не решенными остаются два главных вопроса: как поступить со стремительно растущим государственным долгом и как уменьшить дефицит федерального бюджета? Не зная, что делать, конгресс США взял тайм-аут на два месяца, в надежде, что к концу февраля будет найдено решение данных вопросов.
Таким образом, мы видим, что США в 2013 году остаются сильнейшим фактором риска для всей мировой экономики и есть все основания утверждать, что долговой кризис в США имеет тенденцию к усилению. Долговая пружина продолжает сжиматься до опасного предела, и какого-либо действенного решения проблемы пока что не найдено.
В Европе в 2013 году экономический кризис обещает погулять с еще большим размахом, чем в США. Карточки на питание, которые были введены в Португалии в 2012 году, судя по всему, имеют общеевропейские перспективы. Исходя из спектра накопившихся проблем, связанных с ростом долгов, диспропорциями в доходах/расходах разных стран еврозоны, не эффективными инструментами антикризисной политики, 0,5% экономического роста будет очень хорошим показателем для еврозоны в 2013 году.
Замедление экономических процессов в ЕС в 2012 году с большой вероятностью продолжится и в 2013. Как и в 2012 году, вся тяжесть экономических проблем ляжет на Германию и Францию, которые могут рассчитывать пусть на не большой, но все же экономический рост. Хотя политика затягивания поясов в той же Франции уже вынуждает богатые слои населения спасаться бегством и выводить из страны свои капиталы. А из Ирландии и Португалии под гнетом безработицы молодежь массово выезжает на поиски счастья в страны Латинской Америки, которые достаточно уверенно демонстрируют экономический рост на уровне 5-5,6%. Португалия, Испания, Греция, Италия, Ирландия, Кипр, Румыния – страны, которые в 2013 году подольют еще масла в огонь кризиса еврозоны и погребут под обломками своих экономик благополучие более трудолюбивого населения стран-партнеров. Исключение составляет Ирландия, крах экономики которой обусловлен не национальной культурой праздного образа жизни, как в Греции и Испании, а крайне не эффективной инвестиционной политикой государства в 2000-2007 годах во всевозможные инфраструктурные проекты, которая некоторыми экономистами называлась новым экономическим чудом.
Никто в Евросоюзе в ближайшие годы никаких улучшений не ждет. Практически все страны-члены ЕС приняли на 2013 год бюджеты «затянутых поясов», по Европе прокатилась волна сокращения социальных выплат, повышений налогов и акций протеста, которые в 2012 году приняли повсеместный характер. Если бы у правительств тех же Германии, Франции, Италии, Испании была хотя малейшая надежда на скорый выход из экономического тупика, то зачем бы они урезали социальные программы на пять лет вперед и шли на конфликт со своим населением? Очевидно, что надежды нет, хотя населению говорится о том, что выздоровление уже вот-вот начнется. Для Европы 2013 год будет годом социальных протестов.
Евросоюз так и нес смог в 2012 году разработать четкой антикризисной стратегии, что собственно и не возможно без создания единого наднационального органа, управляющего экономикой Евросоюза и решения которого имели бы форму закона, обязательного для выполнения всеми странами-участницами. Пока что антикризисная политика ЕС напоминает известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Европейский центробанк ограничен в своих возможностях, так как он не в состоянии влиять на направление общеевропейских инвестиционных потоков. Европейский производитель повсеместно все в больших масштабах проигрывает производителю китайскому. Расширение экспортных возможностей в страны Азии наткнулось на глухую Китайскую стену. Лучшие времена еврозоны уже позади. Впереди – Китай.
Перефразируя Ломоносова, можно сказать, что если в мире где-то что-то убудится, то в Китае прибудится. Китаю удалось в 2012 году подстегнуть всплеск второй волны мирового экономического кризиса, когда летом и осенью произошло падение тамошнего рынка недвижимости и резкое сокращение рынка строительных услуг и материалов. Все это ударило не только по Китаю, но и по экспортным возможностям США, европейских стран и Японии. Когда в середине 2012 года на фоне проблем Европы, главного торгового партнера КНР, темпы роста китайский экономики резко снизились, экспортные возможности стран еврозоны еще более сократились, усугубив и обострив накопившиеся у них финансовые проблемы. Плюс к этому упала доходность инвестиций в Китай европейских и американских компаний.
Мировой экономический кризис для Поднебесной оказался очень своевременным, ведь благодаря ему, Китай смог загнать в кредитную кабалу больше половины африканских стран, позаимствовав им деньги под государственные гарантии, права на разработку полезных ископаемых и либерализацию торговли. Мировой кризис – это не только сокращение мировой экономики, но и перераспределение мировых ресурсов. И здесь Китай оказался в безусловном выигрыше. Что характерно, с начала мирового экономического кризиса золото-валютные резервы всех развитых стран мира и Украины сократились, и только китайские резервы продолжали расти (не забывайте – где-то убудится, где-то прибудится). Объем валютных резервов Китая в 2012 году перевалил за 3,3 трлн. долл.! Долгое время мировая экономика работала в режиме двух насосов: США выпускали доллары, а Китай их лихорадочно скупал. Сегодня по своим кредиторским возможностям МВФ по сравнению с Китаем как моська рядом со слоном.
Да, мировой кризис нанес удар и по экспортным возможностям Китая, но после того, как вторая волна кризиса была поднята с Востока, Китай предпринял некоторые шаги для расширения внутреннего спроса на строительные услуги и строительные материалы, в том числе на китайский металлопрокат, запустив во второй половине 2012 года масштабную программу по модернизации инфраструктуры, стоимостью в 150 млрд. долларов. Основное финансирование этой программы намечено как раз на 2013 год.
Китайскую экономическую политику в ближайшие 10 лет будут определять решения XVIII съезда правящей Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшегося в ноябре 2012 года. На съезде принята концепция «эффективного развития», смысл которой заключается в гармонизации существующей китайской экономической модели роста «экспорт-инвестиции-потребление» через раскрытие потенциала индивидуального потребления, ускорение темпов инвестиционного развития, расширение внутреннего рынка и стратегической коррекции структуры национальной экономики в сторону массового создания высокотехнологичных производств 5-го и 6-го технологических укладов. Как заявил китайский лидер Ху Цзиньтао, в Китае необходимо углублять реформы и ускорить трансформацию модели экономического развития для построения общества «сяокан» - средней зажиточности. «Во-первых, необходимо углубить процесс реформирования экономической системы; во-вторых, нужно придерживаться инновационной стратегии развития; в-третьих, корректировать структуру китайской экономики; в-четвертых, способствовать процессу урбанизации; в-пятых, повышать уровень открытости китайской экономики.» В китайской экономике, в долгосрочной перспективе, предполагается оптимизировать структуру инвестиций в сторону производств, ориентированных на наиболее перспективные и быстроразвивающиеся мировые рынки, повысить качественные интеллектуальные характеристики человеческого капитала, технологическую вооруженность компаний и уровень их производительности. Ставка сделана на интеллект и новые технологии. Как показывает опыт последних 30-ти лет, слова китайского правительства не расходятся с делом.
По-существу, идет борьба за посткризисное мировое экономическое господство между Китаем и США, которая продлится еще, как минимум, пару десятков лет.
Итак, что мы имеем на начало 2013 года? Кризис долларовой системы будет нарастать. Очевидно, в ближайшее время долговой потолок США будет поднят и ворота для еще большей долларовой эмиссии станут открыты. Торговое сальдо США отрицательное, платежный баланс – отрицательный, внешние долги – колоссальные. Но есть волшебный мировой печатный станок. Кризис долларовой системы лечится преимущественно одним способом – ежегодным вливанием в мировую экономику сотен миллиардов долларов США. Мировая экономика превратилась в хронического наркомана, подсевшего на долларовую иглу. Мир от колоссальной долларовой инфляции спасает Китай, лихорадочно скупая американскую валюту и увеличивая свои валютные резервы. Но ведь и Китай не резиновый. Европа 2013 год проведет в стадии экономической стагнации и поиска выхода из экономического тупика.
Мировой кризис продолжается и несет прямую угрозу Украине: наши экспортные возможности в 2013 году вряд ли улучшатся, так как мировые рынки металла и строительной химии продолжают стагнировать. Индустриально-аграрная украинская экономика несет обслуживающую функцию по отношению к экономикам постиндустриальных стран: пока там не начнет повышаться потребление здесь не стоит надеяться на рост производства.

Ассоциация с ЕС или Таможенный союз: куда податься бедному крестьянину?

В 2012 году наши политики вели ожесточенную дискуссию, куда податься бедному украинскому крестьянину: в Европу или в объятия России-матушки, то есть в Таможенный союз. Дискуссия, очевидно, продолжится и 2013 году. Зачастую эти споры ведут политики, далекие от экономических реалий. А реалии эти таковы, что с морально и физически устаревшей, низкорентабельной производственной базой Украине сегодня экономически не выгодна как ассоциация с ЕС (хотя туда и не зовут), так и присоединение к Таможенному союзу (хотя туда очень зовут). У нас и там, и там отрицательное торговое сальдо, обусловленное неконкурентоспособной производственной базой. Так по итогам 2011 года, согласно официальной статистики, от торговли с Россией Украина потеряла 9,3 млрд. долл., с Беларусью 2,2 млрд. долл., с Европой – 8,6 млрд. долл. За первые 8 месяцев 2012 года Украина от торговли с Россией потеряла 6,4 млрд. долл., Беларусью – 2,1 млрд. долл., Европой – 6,4 млрд. долл. При либерализации торговли, в случае присоединения к одному из блоков, товарооборот, конечно, увеличится, но Украина от этого только проиграет. Увеличатся и наши убытки от мировой торговли, как это было с ВТО. Перед тем, как куда-то вступать, нужно создать новую производственную базу, обеспечивающую положительный торговый баланс при торговле с нашими партнерами.
От присоединения Украины к Таможенному союзу, прежде всего, выиграет Россия, потому что львиная доля торговли Украины со странами Таможенного союза приходится именно на нее и товарная структура не в пользу Украины. Российские экономисты часто оперируют цифрами от 7 до 9 млрд. долл., которые, якобы, будет ежегодно дополнительно получать Украина от торговли со странами Таможенного союза, если вступит в него. При этом умалчивается, а сколько она будет терять? Не окажется ли эта цифра гораздо больше?
Если наша страна получит на 9 млрд. долл. больше, то возникает вопрос, а кто их потеряет? Россия? Беларусь? Казахстан? Неужели Россия такая благотворительная страна, что зовет Украину в Таможенный союз, чтобы «безвозмездно, то есть даром» 9 млрд. долл. дать? И цену на газ бескорыстно снизить? Ну просто экономический рай какой-то: деньги из братской любви дают и взамен ничего не просят. Как известно, бесплатный сыр только в мышеловке. Что характерно, когда в 2012 году мнимые экономические выгоды на Украину не подействовали, Россия разразилась сырными и автомобильными войнами. Классический метод кнута и пряника. Причем кнут реальный, а пряник гипотетический.

Поддаст ли дров в топку кризиса банковский сектор?

Дефицит средств в банковской системе Украины может подлить масла в огонь экономического кризиса. Хотя этот дефицит и сам есть следствие кризиса низкоконкурентоспособной национальной производственной базы.
Данный дефицит будет требовать все больших объемов рефинансирования Национального банка. Если МВФ не предоставит Украине желаемый кредит, то возрастут риски невыплат по внутренним и внешним долгам.
Несколько обнадеживает то, что в 2012 году, впервые после начала кризиса в 2008 году, банки получили прибыль. Но с учетом снижения деловой активности и уровня доходов населения, высокой доли проблемных кредитов и наметившихся трудностей с получением зарубежных займов, в 2013 году финансовый голод в банковской системе будет, судя по всему, расти. В 2012 году рефинансирование НБУ не покрывало всех потребностей банков в деньгах и в 2013 году ситуация скорее всего не измениться.
Объемы кредитования со стороны банковского сектора вряд ли превысят показатели 2012 года, потому что в условиях проблем с ликвидностью процентные ставки по кредитам будут оставаться высокими. Высокие кредитные ставки сделают невозможным развитие капиталоемкого производственного сектора, требующего длительных инвестиций, что усугубит стагнацию национальной экономики и консервацию ее морально и физически устаревшей низкоконкурентоспособной производственной базы.
Кредитование, как и в 2012 году, будет носить преимущественно потребительский характер, а в отношении бизнеса в приоритете будет сфера торговли. Такое направление кредитных потоков окажет стимулирующее воздействие на рост импорта товаров массового спроса промышленной группы и, соответственно, ухудшит отрицательное торговое сальдо Украины, подрывая национальную экономику.
Планы по стимулированию ипотечного кредитования путем компенсации за счет государства части процентной ставки могут привести к еще более нерациональному, с позиции обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, распределению внутринациональных инвестиционных потоков.
Проблемы с ликвидностью банковского сектора и нерациональное распределение в национальном масштабе кредитных ресурсов могут существенно углубить спад экономики. Как следствие - сократится приток депозитов и возрастет количество невозвращенных кредитов. Все это может послужить дополнительным мощным фактором еще большего замедления экономических процессов, сворачивания деловой активности и увеличения официальной и скрытой безработицы.
Но есть и оптимистические нотки: кризис банковской системы негативно повлияет только на малый и средний неолигархической бизнес. Самый крупный бизнес проблемы банковского сектора практически не затронут.
В отношении прогноза валютного курса, следует отметить, что на протяжении последних четырех лет мы наблюдаем колоссальные девальвационные процессы и доллара США, и евро. Это следствие антикризисных шагов, направленных на вливание ликвидности, попросту сказать ничем не обеспеченной денежной массы, в мировую экономику.
Что касается Украины, то здесь ситуация более кризисная, чем в среднем по мировой экономике, соответственно, доллар, при всей его слабости, остается значительно более сильной валютой, чем гривна. В США кризис долговой, а у нас намного более сложный – кризис национальной производственной базы.
С учетом системной девальвации и доллара, и евро, Украина в первом полугодии 2013 года сможет удерживать курс гривны с небольшими колебаниями. Далее все будет зависеть от очередных кредитов. Но опять-таки, если к концу года не будет угрозы дефолта или высокой инфляции, либо и того, и другого одновременно. У нас стабильность до тех пор, пока стабильно дают в долг. Но это не может длиться вечно. Долговая яма не бездонная.
Очевидно, что в 2013 году основным кредитором Украины станет Китай. Украина в лице НАК «Нафтогаз Украины» в конце декабря 2012 года уже подписала с Государственным банком развития КНР договор о финансировании в 2013 году программы замещения природного газа украинским углем на общую сумму 3,656 млрд. долларов США под государственные гарантии Правительства. Сланцевый газ уже добывать не будем? С учетом того, что в 2013 году нашей стране для покрытия дефицита бюджета и выплаты 9 млрд. долл. внешних долгов нужно будет занять не менее 12 млрд. долл., а МВФ особым желанием давать нашей стране деньги не горит, то кто их даст, если не Китай?

В 2013 году богатые станут еще богаче

Агентство Bloomberg подсчитало заработки самых богатых людей планеты за 2012 год. Доходы первой сотни богатеев выросли на 241 млрд. долл. и достигли 1,9 трлн. долл. Украина в 2012 году не стала исключением и, при снижении реального уровня жизни населения, наши миллиардеры разбогатели еще больше. Парадокс украинского «эффективного собственника» заключается в том, что его личное состояние растет прямо пропорционально снижению экономической эффективности его собственности. Надо быть действительно эффективным собственником, когда твой бизнес терпит убытки, а личные доходы при этом растут. Украинский феномен рыночной экономики, полностью перечеркивающий все ее основные теоретические постулаты.
Экономический кризис – это всегда процесс перераспределения. Австриец и американец Йозеф Шумпетер, не догадывающийся в первой половине прошлого столетия об особенностях генезиса капитализма в будущей Украине, наивно полагал, что кризис перераспределяет ресурсы от менее интеллектуальных слоев населения к более интеллектуальным, обеспечивая тем самым инновационное развитие. Но в нашей стране всегда было по-другому. В жесточайший кризис 90-х собственность действительно в первые годы начала перераспределяться в пользу более умных, но затем быстро перераспределилась в пользу более сильных. На заре 90-х именно научная интеллигенция, стимулируемая невыплачиваемыми в вузах зарплатами, наиболее системно и с размахом начала создавать новые частные предприятия, инвестиционные фонды, акционерные общества. Но гегемоном нового капиталистического уклада, как и во времена перераспределения собственности в 1917 году, оказался человек с ружьем, кастетом и утюгом. Шумпетеровская концепция в Украине потерпела полный крах, так как в ее основе заложена честная, то есть интеллектуальная, конкуренция, а не сицилийский принцип: «предложение, от которого нельзя отказаться».
В условиях современного кризиса перераспределение будет осуществляться следующим образом. При падении уровня жизни населения происходит сначала падение рынка недвижимости, затем потребительских рынков товаров промышленного назначения, а рынок продуктов питания страдает последним, стремительно снижается норма накопления и инвестиционные возможности населения. В результате, когда основная масса населения более 60% от своего уровня доходов начинает тратить на питание и товары первой необходимости, спрос на остальные группы товаров резко снижается, соответственно, падает сбыт, производство и уровень доходов предприятий, производящих соответствующие товары, затем снижается их рыночная стоимость. Падают цены и на недвижимость, так как на этом рынке резко сокращается спрос. В таких условиях наиболее богатые люди, ранее сосредоточившие в своих руках значительный инвестиционный ресурс, имеют возможность за бесценок скупать то, что подешевело.
Кроме того, в условиях кризиса, государство, сталкиваясь с проблемой наполнения бюджета, будет вынуждено пойти по пути дальнейшей приватизации, но теперь уже естественных монополий.
Не сложно догадаться, что в кризисном 2013 году богатые станут еще богаче, а бедные продолжат реализацию своей главной функции – дешевой рабочей силы.
Даже если масштаб кризиса и снизит в денежном выражении стоимость активов украинских олигархов, все равно они окажутся в выигрыше, так как обрастут новой собственностью, а после запуска рынка земли, масштабными латифундиями. Когда же шторм утихнет, одни окажутся на деревянных бочках, а другие на яхтах и островах. История повторяется.

Признаки выздоровления или симптомы прогрессирующей болезни?

Меня озадачивает радость некоторых придворных экономистов, что в стране по итогам 2012 года впервые за последние 10 лет зафиксирована дефляция на уровне 0,2% (последний раз она фиксировалась в 2002 году на уровне 0,6%). Ряд экономистов отмечает чисто математический эффект, ведь в 2011 году была изменена товарная база для расчета инфляции, куда вошли такие стремительно морально устаревающие и, соответственно, падающие в цене товары как, например, флешки и DVD-плееры. Но основные причины, все-таки экономические. Действительно в 2012 году цены в основной массе товаров перестали расти, а на многие товарные группы, как то автомобили, недвижимость, бытовая техника и даже некоторые продукты питания (сахар, гречка, красная икра) даже несколько снизились.
Характерно, что правительством при планировании госбюджета на 2012 год была заложена инфляция на уровне 7,9%, столько же прогнозировал и МВФ, Международное рейтинговое агентство S&P прогнозировало инфляцию в Украине в 2012 году на уровне 6%, а Всемирный банк – 9,4%. Никто не прогнозировал дефляцию! Все верили во всплеск деловой активности благодаря ЕВРО-2012 и повышение разного рода социальных выплат перед выборами в Верховную Раду в октябре 2012 года. Но ЕВРО-2012 в экономическом отношении оказалось пшиком (о чем автор этой статьи предупреждал неоднократно еще с 2008 года!), а в результате резкого падения темпов экономического роста денег на расширение социальных программ не нашлось. Печатать новые деньги и пускать их в оборот нацбанк не стал, и правильно сделал, иначе бы страна могла получить неконтролируемый инфляционный процесс, резкий скачек курсов доллара и евро и большие проблемы с выплатой внешних долгов.
Но дефляция в данном случае не благо, а свидетельство стремительного падения реальных доходов населения. Правда, есть исключение – овощи. Здесь, благодаря высокому урожаю 2011-2012 годов и тому, что Европа закрыла свои рынки для украинских овощей (она вовсе не хочет, чтобы Украина ее кормила), цены снизились по причине действительно чрезмерного предложения. Но цены на автомобили, холодильники, стиральные машины и многие другие товары промышленного назначения перестали расти совершенно по другим причинам: когда у людей денег становится меньше, они и меньше покупают. Если в 2009-2010 годах стабилизация и даже некоторое снижение цен на некоторые товары промышленной группы произошли по причине сокращения программ потребительского кредитования, то в 2012 году причина уже другая. У населения попросту стало меньше денег. Меньше денег - ниже спрос – ниже цены. В конце концов, все это приводит к замедлению деловой активности и снижению темпов экономического роста, к стагнации, а затем и падению экономики. Сократиться экономика – снизятся поступления в госбюджет, как следствие, - сократится финансирование бюджетной сферы, в том числе доходы бюджетников, последнее вызовет еще большее падение спроса по многим товарным группам, тогда сократятся доходы частного сектора, уменьшатся поступления в бюджет в виде налогов и так далее по спирали.
Весьма тревожит и дефицит госбюджета на 2013 год на уровне 50 млрд. грн. На 2012 год доходы общего фонда бюджета планировались в размере 322,2 млрд. грн., но на 1 января 2013 года собрали всего 288,6 млрд. грн. Значительную, по меркам Украины, сумму, а именно 33,6 млрд. грн., собрать не удалось, хотя суммарный сбор увеличился на 8,6% в сравнении с показателями 2011 года. С учетом того, что экономика Украины выросла за 2012 год менее, чем на 1%, да и то этот показатель вызывает сомнение, а прогноз правительства по экономическому росту на 2012 год при принятии госбюджета был заложен на уровне 3,9%, то вполне закономерно, что прибавка по сбору налогов в 8,6% оказалась очень далека от плановой в 21%. Рост поступлений налогов с одновременным стремительным сокращением деловой активности – очень тревожная тенденция. И это в год, когда по тем же прогнозам правительства и всевозможных экспертов у нас должен был произойти всплеск деловой активности благодаря ЕВРО-2012!
Следствие недопоступлений в госбюджет – сокращение финансирования бюджетной сферы, когда, например, по системе образования в аккурат после ЕВРО-2012 волной прокатилась череда бесплатных отпусков, были убраны многие надбавки и премии, начались проблемы с оплатой коммунальных услуг, командировочных расходов и прочее. Теперь весь этот груз проблем с невыполнением доходной части бюджета в 2012 году перешел в год 2013.
В 2013 году ситуация с налоговыми поступлениями может оказаться еще более сложной. Согласно расходной части бюджета-2013 планируется потратить на 75,45 млрд. грн. или на 26% больше!, чем собрали в госбюджет в 2012 году. Налогов в 2013 году планируется собрать на 20 млрд. грн. больше, чем в 2012 году с учетом запланированного экономического роста в 3,4%. Но если этого роста не случится и экономика Украины сработает опять в 1%, а такое вполне может произойти, то недобор составит не менее 20 млрд.грн. Можно, конечно, ввести новые налоги, как-то на продажу валюты, усилить фискальное давление на население и бизнес, но тогда экономическая активность будет снижена еще больше, а больше просто некуда, так как последствия примут необратимый характер.
Соответственно, если внешние экспортные рынки Украины не увеличатся, а предпосылок к этому предостаточно, и нашей стране не удастся в 2013 году занять от 12 до 15 млрд. долл., в зависимости от возможности выплаты или реструктуризации внешнего государственного долга, а также степени стагнации экономики, то к концу 2013 года госбюджет, с учетом заложенного дефицита, вполне может столкнуться с «дырой» в 60-70 млрд. грн. Возникнет вопрос, где брать деньги? И если государство, чтобы расплатиться с бюджетниками, будет вынуждено прибегнуть к помощи печатного станка, то запланированная при принятии госбюджета-2013 инфляция на уровне 4,8-6,1% может оказаться сверхоптимистичесским сценарием.
С учетом нашего хронически отрицательного торгового сальдо, а другого при существующей структуре национального производства и быть не может, Украина даже при бездефицитном бюджете не сможет обходиться без новых заимствований. Ведь от участия в мировой торговли наша страна ежегодно теряет от 14 до 15 млрд. долл. В таких условиях жить без постоянных кредитов невозможно. Причем долги будут нарастать. Отрицательное торговое сальдо – неизбежный путь к дефолту.
Политический риф для обветшалого корабля украинской экономики

Новый состав Верховной рады Украины говорит о неизбежности острых политических конфликтов. Нашему парламенту в 2013 году явно будет не до экономических проблем. Причем, как экономический, так и политический кризисы имеют предпосылки к прогрессированию и концу 2013 года могут дать такой синергетический эффект, который спровоцирует еще более масштабный кризис всей социально-экономической и политической системы Украины, чем, кстати сказать, обязательно воспользуется Россия.
Политический риф опасен еще и тем, что экономические решения в виде соответствующих законов принимаются, как правило, не как стратегические инструменты долгосрочного экономического развития, а как оперативные конъюнктурные решения текущих политических проблем или с целью защиты утилитарных интересов различных олигархических групп. Все это, безусловно, подрывает в долгосрочной перспективе национальную конкурентоспособность.
Традиционный острый выступ политического рифа, который будет давать о себе знать и 2013 году, – примивитизация украинского патриотизма, отодвигающая на второй план экономические проблемы. Языковой вопрос (умная мысль только та, что произнесена по-украински), вечные поиски исторической истины и вера в то, что подлинный патриотизм в диких воплях на стадионах и в истерических визгах от радости побед и горечи поражений на Евровидении, многие годы ведут по ложному пути расстановку приоритетов в общественном сознании, что обязательно отражается на экономике. Если бы главным приоритетом в патриотическом сознании украинцев стало создание самой передовой в мире экономики, то они бы уже давно такую экономику создали. Но пока что примитивный карнавально-фольклерно-спортивный патриотизм в сознании украинца убивает патриотизм экономический.
Украинские политики, как квинтэссенция украинского общества, многие годы украинской независимости создавали больше проблем для развития украинской экономики, чем приносили пользы. Иначе, чем объяснить тот факт, что за двадцать один год в результате политических решений о направлениях экономического развития, наша страна так и не смогла не то что продвинуться вперед, но даже выйти на уровень доходов 1991 года, с которого наши политики и начали совершенствовать экономику?

Что делать? Латать дыры в обветшалом корабле или строить новый?

Есть два диаметрально противоположных принципиальных подхода к оценке настоящего: с позиции прошлого и с позиции будущего. Трагедия национальной экономики Украины в том, что в нашей стране прошлое, а не будущее определяет настоящее.
Когда речь заходит о подходах, методах и инструментах экономического развития мы всегда выбираем вчерашний день экономики, называя это проверенным опытом экономически развитых стран. Хотя результаты топтания на месте в течение двух десятков лет должны были бы привести к пониманию, что методы аналогий и ретроспективной экстраполяции себя давно исчерпали и для Украины не подходят. Никакого опережающего развития, даже если мы возьмем на вооружение самый передовой европейский опыт, с этими методами не получится. Тем более, что европейский опыт с каждым годом все более похож на опыт экономического тупика.
Если мы ставим перед страной цель в течение 10 лет войти в число наиболее экономически развитых стран мира, в большую двадцатку, то нужно понимать, что такую неординарную цель ординарными методами достичь не возможно. Посредственные методы приводят только к посредственному результату.
Традиционные подходы к выбору инструментов экономического развития основываются на традиционных установках:
главные экономические ресурсы: труд, земля, капитал и предпринимательская способность;
в рыночной экономике направление инвестиционных потоков определяет частный «эффективный собственник»;
налоги должны собираться с доходов;
стимулирование внутреннего рынка – всегда благо;
развитие ипотечного рынка – всегда хорошо;
бюджетное финансирование инфраструктурных проектов (строительство дорог, аэропортов, ж/д вокзалов и т.д.) – всегда во благо национальной экономике.
К чему приводят традиционные подходы в украинской практике?
Традиционная установка, прописанная во всех учебниках по экономике, что главные экономические ресурсы - труд, земля, капитал и предпринимательская способность, приводит к тому, что экономическая политика сводится к совершенствованию управления этими ресурсами. На практике все это выливается в тысячи законов, постановлений, инструкций и других норативно-правовых документов, «улучшающих» и регламентирующих отношения в сфере управления трудом, землей, капиталом и предпринимательской способностью. Вред от такой установки заключается в том, что чем масштабней «совершенствование», тем выше степень бюрократизации экономических процессов как таковых, в результате чего происходит их замедление. Все эти справки, отчеты, накладные, декларации, инструкции как грязь налипают на колеса старенькой телеги украинской экономики, она начинает попросту останавливаться. Результат налицо: Украина уже двадцать один год «топчется на месте».
Нетрадиционный подход: время – главный экономический ресурс, оно не возобновляемо! Если мы будем исходить из этой установки, то ключевой экономической задачей становится повышение скорости экономических процессов. И тогда выясняется, что то, что основываясь на традиционном подходе делалось правильно – делалось зря. И от пути тотального усложнения экономической системы, по которому мы шли двадцать один год украинской независимости, нам срочно нужно переходить к ее тотальному упрощению. Если бы скорость экономических процессов в стране удалось повысить всего лишь в два раза, это было бы два ВВП в год!, что сняло бы многие текущие экономические проблемы.
Следующая губительная установка, что в рыночной экономике направление инвестиционных потоков определяет частный «эффективный собственник». В условиях Украины наш «эффективный собственник» за двадцать лет, что вполне достаточно для смены производственной базы, так и не удосужился создать ровным счетом ни одного крупного по мировым меркам высокотехнологичного высокорентабельного экспортоориентированного производства. Вся его «эффективность» строилась на перераспределении морально и физических устаревших средств производства, доставшихся нашей стране в наследство от СССР, и дешевой рабочей силе. По настоящему эффективный собственник в Украине – это миф, экономические сказки. Признание этого факта требует от государства принципиально других подходов к инвестиционной политике. Когда государство не ждет «прозрения» частного бизнеса, а непосредственно осуществляет прямое инвестирование в создание точек роста новой производственной базы. И вопрос наличия денег – вопрос решаемый. Нашла же Украина деньги на проведение ЕВРО-2012? А на эти деньги можно было построить четыре крупнейших по мировым меркам фармацевтических гиганта и сегодня зарабатывать деньги на одном из самых перспективных мировых рынков. Кстати сказать, прямое государственное инвестирование было одним из ключевых элементов японского экономического чуда и главный стратегический инструмент современного Китая.
Еще одна традиционная установка: налоги должны собираться с доходов. В результате – весь бизнес стремится эти доходы правдами и неправдами минимизировать. А крупный бизнес вообще предпочитает проворачивать свои сделки в оффшорах. Значительная часть экономики переходит в тень, создаются всевозможные коррупционные схемы, миллиарды человеко-часов ежегодно тратятся на налоговое администрирование, колоссальное бюрократическое оформление всех налоговых процедур и мудреные методики расчетов налога на прибыль, НДС и другие под соусом введения и отмены различных налоговых льгот, создания специальных режимов и перманентных изменений в налоговое законодательство.
Что произойдет, если мы поменяем ключевую установку «налоги должны собираться с доходов» на прямо противоположную: «Налоги должны собираться с расходов!»? Предпринимательский бум и резкое повышение скорости экономических процессов.
Благодаря новой налоговой парадигме мы смогли бы провести налоговую реформу, смысл которой состоит в создании мирового прецедента, страны с самой простой и прозрачной налоговой системой, в которой в принципе отсутствуют налоги на предпринимательский доход. Вместо этого вводится один единственный налог на покупку. При этом предприниматель полностью выводится из налоговой системы страны в ее традиционном понимании и налоговые проверки, как таковые, полностью отсутствуют. Если, например, убрать НДС и налог на прибыль, то компенсационный налог на покупку, который уплачивает покупатель, будет колебаться около 3% от стоимости покупки. Техническая реализация данной концепции возможна в нескольких вариантах, но будет наиболее эффективна в случае полного перехода страны на безналичный расчет через систему электронных платежей. Налоговая трансакция происходит в момент покупки: деньги за товар (услугу) со счета покупателя переходят на счет продавца, а налог на покупку автоматически переходит со счета покупателя на государственный налоговый счет, который, при желании, легко сделать персонифицированным.
Основные преимущества новой налоговой системы: в результате полной отмены налогов на предпринимательский доход в Украине будут созданы идеальные условия для развития предпринимательства и инвестиционного бума; за счет тотального упрощения налоговой системы произойдет существенное сокращение бюрократических налоговых процедур, за счет чего резко повысится скорость экономических процессов, кроме того, в государственном масштабе будет достигнута колоссальная экономия в миллиарды гривен за счет сокращения человеко-часов, затрачиваемых на налоговое администрирование, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Тотальное упрощение налоговой системы создаст надежный фундамент для высвобождения творческой предпринимательской энергии наиболее интеллектуальных слоев населения, которым чужды бюрократические регламентирующие процедуры, что на порядки повысит инновационность национальной экономики. Неизбежна существенная детенизация экономики, поскольку нет смысла укрывать те налоги, которых не существует. Произойдет разрушение всех существующих коррупционных схем в налоговой сфере и создание надежных условий для их предотвращения.
Предложенная система абсолютно социально справедливая. Чем богаче человек - тем более дорогие покупки он делает, тем больше сумма налога. Чем беднее - тем менее дорогие товары он покупает, меньшая сумма налога. Не надо вводить ни налог на депозиты, ни налог на недвижимость, ни дополнительные налоги на заработную плату, никаких других налогов на богатство. Кроме того, крайне важно, что все налогоплательщики находятся в равных условиях и осуществляют уплату налога по единому для всех принципу без всяких льгот, каникул и т.д.
Данная система автоматически обеспечивает декларирование доходов и расходов всеми гражданами Украины, тем самым снижая уровень коррупции среди государственных чиновников.
Благодаря новой налоговой парадигме мы смогли бы создать беспрецедентные, лучшие в мире условия для стремительного ускорения экономических процессов, развития предпринимательства и инновационно-инвестиционного бума.
Еще одна губительная установка: «стимулирование внутреннего рынка – всегда благо». Ее можно рассматривать в комплексе с такими установками как «развитие ипотечного рынка – всегда хорошо» и «бюджетное финансирование инфраструктурных проектов – всегда во благо национальной экономике».
К чему эти установки приводят в условиях украинских экономических реалий? То, что хорошо для современного Китая и США периода великой депрессии – вовсе не обязательно хорошо для Украины.
Стимулирование внутреннего рынка традиционно осуществляется двумя ключевыми инструментами: кредитные программы и инфраструктурные проекты, финансируемые государством. Есть третий инструмент: повышение реального уровня доходов населения. Но этот инструмент сложный и к нему, как правило, не прибегают.
К чему приводит стимулирование внутреннего рынка Украины кредитными программами?
Потребительские кредиты наше население использует для покупки товаров промышленного назначения, как то автомобили, стиральные машины, холодильники, телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры и многое другое. Более 90% этого товара – импорт. Таким образом, стимулируя внутренний рынок потребительским кредитованием мы в действительности стимулируем зарубежного производителя. Но если бы только это. Наши банки в докризисный период брали дешевые кредиты в зарубежных банках, трансформировали в более дорогие потребительские кредиты, на эти зарубежные деньги покупались зарубежные товары, деньги опять уходили за границу и при этом мы еще этой загранице оставались должны. В условиях национальной структуры потребления-производства потребительские кредиты для украинской экономики – однозначное зло.
Ипотечное кредитование – особый голос в украинском хоровом пении о стимулировании внутреннего рынка. Предполагается, что стимулируя рынок недвижимости различными ипотечными кредитными программами, как это было широко представлено в нашей стране до конца 2008 года, мы поддерживаем рынок строительных услуг и строительных материалов, в том числе и горно-металлургический комплекс, так как прокат широко применяется в строительстве. К чему это привело на практике? В течение десяти лет, 1998-2008 года, кредитные программы стремительно разогревали украинский рынок недвижимости и делали его крайне инвестиционно привлекательным. В результате в течение 10 лет колоссальные инвестиционные ресурсы банковского сектора, населения и бизнеса были направлены в создание всевозможных объектов недвижимости: жилых комплексов, офисных центров, коттеджных городков, которые конечно украсили украинские города, но никак не повлияли на конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках, кроме того обеспечили консервацию морально и физически устаревшей, низкотехнологичной, низкорентабельной и сверхэнергоемкой структуры национального производства. То есть в долгосрочной перспективе нанесли непоправимый вред национальной экономике. А ведь на эти колоссальные инвестиционные ресурсы вполне можно было бы создать новую производственную базу, позволившую сегодня зарабатывать деньги на мировых рынках и уже на заработанные, а не кредитные деньги, строить новые дома и покупать автомобили, холодильники и прочее.
Ипотечное кредитование на десятилетия исказило общенациональные инвестиционные потоки и законсервировало старую, неэффективную производственную базу.
Бюджетное финансирование инфраструктурных проектов можно рассматривать в русле той же теории альтернативной стоимости. Можно безконечно надеяться на совесть «эффективных» собственников и строить новые дороги и новые порты, по которым в страну будет завозиться китайские, европейские и российские товары, а можно на эти деньги запустить строительство новых предприятий, призванных дать начало масштабной структурной перестройке национальной производственной базы. Можно конечно утешать себя мыслью, что сегодня мы построим дороги, порты, аэропоры, а завтра займемся и производством. Только это «завтра» может никогда не наступить, так как в условиях отрицательного торгового сальдо, гарантированного существующей структурой национального производства, страна будет загонять себя в долги и чем дальше, тем финансовые проблемы будут становится глубже. Кроме того, будет безвозвратно потерян самый главный ресурс – время. Когда наиболее перспективные рынки будут окончательно захвачены и поделены другими странами у Украины выбора не останется.
Как ни странно, но сегодня благодаря мировому экономическому кризису, у Украины появился исторический шанс стремительного экономического взлета. Когда европейский и американский бизнес, задыхающийся в петле туго затянутого пояса, мечется по миру в поисках места, куда бы направить свои капиталы, а многие бизнесмены развитых стран в виду увеличившейся налоговой нагрузки на их личные доходы даже не прочь поменять свое гражданство на более привлекательные в налоговом отношении развивающиеся страны, Украина, реализовав концепцию новой экономической парадигмы, приведенной выше, имеет все шансы превратиться в воронку, засасывающую капиталы со всего мира.
Стремительное опережающее развитие и новое экономическое чудо – не такая уж несбыточная мечта и не такая уж фантастика. Все зависит от выбора нашего общества: латать дыры в обветшалом корабле или строить новый? Но важное свойство украинского общества как раз и состоит в его самоустранении от какой либо ответственности за будущее своей страны. Наши граждане предпочитают думать, что они к экономическим процессам в своей родной стране не имеют никакого отношения, хотя экономика – это зеркало общественного сознания.


Александр Кендюхов д.э.н.
профессор, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов, академик Академии экономических наук Украины, заведующий кафедрой стратегического управления экономическим развитием Донецкого национального технического университета