В настоящее время практиками Народовластия широко обсуждаются альтернативные модели
общественного самоуправления, служащие, прежде всего, цели -
обезопасить его членов от внешних (со стороны государства)
и внутренних (со стороны авторитарных лидеров) угроз:
принципа "власти", эго и моно центричности, управленческой
конкуренции, политического преследования и т.п., в общем - "автократии" и "бюрократии" разного происхождения.
В этой связи весьма полезным будет сравнение классической
Квазигосударственной модели управления построенной
на Представительской организации, с альтернативной ей
Функциональной моделью организации сугубо
Общественного - безвластного рода.
|
ПРИНЦИПЫ (МОДЕЛИ) САМОУПРАВЛЕНИЯ.
ОБЩЕСТВЕНЫЙ ТИП ОТНОШЕНИЙ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ»
организация
|
КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТИП
ОТНОШЕНИЙ *
«ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ»
организация
|
|
Элементы
организации:
|
||
1
|
Поручение
функции
|
Передача
полномочия
|
При
этом: общественный
представитель действует не «от имени», а «по
поручению», не принимает на себя ответственности и не
является единственным исполнителем.
|
При
этом: общество выбирает своего представителя, который от его имени
принимает решения.
|
|
2
|
Самовыдвижение
задачи
|
Выборы
кандидата
|
При
этом: каждый
член Общества, принимает самостоятельное решение и персональное
участи в деятельности.
|
При
этом: Общество
назначает исполнителей для определенного рода деятельности.
|
|
3
|
Дублирование
работы
|
Отчетность
выполнения
|
При
этом: существует объединенный ряд исполнителей одной и той же задачи,
контролирующих и помогающих друг другу.
|
При
этом: назначается исполнитель ответственный за выполнение определенной задачи,
который через определенное время предоставляет отчет о ее
выполнении.
|
|
4
|
Объединение
«меньшинств»
|
Организация
«большинства»
|
(По
принципу «индивидуальное - групповое - коллективное»)
При
этом: речь
идет о равенстве любого автономного меньшинства и необходимости
учета его интересов для образования большинства.
|
(В
Общественной системе - по принципу «объединения большинств в
большинства»; в Государственной системе - по принципу
«узурпации прав меньшинств»*)
При
этом: необходима
дифференциация большинств имеющих особые интересы и
последующая организация большинства на принципе компромисса
интересов.
|
|
5
|
Непроизвольность
(«динамизм») деятельности
|
Произвольность
(«волюнтаризм») деятельности
|
«Актуальное
планирование»
При
этом: выполняется
наиболее актуальная работа, в существующей ситуации.
|
«Тактико-стратегическое
планирование»
При
этом: производится
попытка влияния на ситуацию путем ее предсказания и изменения.
|
|
6
|
Непрерывность
(континуальность) процесса
|
Дискретность
(конгломеративность) процесса
|
При
этом: не
требуется внешних сил для организации разумного (рационального)
действия.
|
При
этом: деятельность опосредуется организацией различных органов управления ею.
|
* – различия общественно-гвазигосударственного и традиционно
государственного типа
отношений являются кардинальными и, поэтому, не должны
отождествляться.